Обзор MJPEG кодеков.

            Существует несколько подходящих программных MJPEG кодеков. Все они имеют свои достоинства и недостатки, на разных компьютерах они ведут себя по-разному, но так или иначе работают, а вот который будет лучшим в Вашем конкретном случае - нужно выбирать.

Morgan Multimedia MJPEG Codec

Неплохой кодек. Однако на медленных комрьютерах (класса PIII) при выводе через DC10plus изображение часто стробит или вообще пропадает. При перекодировке в MPEG часто получается неплохой результат, но иногда процесс кодирования прерывался не выводя сведений об ошибках.

FAST_AV_Master_MJPEG_codec

Показывает самый быстрый просчет на слабых компьютерах, но результат иногда не выводится через DC10plus. Изредка выдает системную ошибку при просчете в MPEG. Стабильнее работает с аппаратным драйвером для Studio 9. Используя этот кодек нужно помнить один нюанс – по умолчанию он ставит первым нижнее поле (как в DV), а обозначение полей в настройках кодека такое же, как в Юлиде:
Field Order A = Lower field first, Field Order B = Upper field first.
Для корректной работы с DC10 нужно в настройках выбрать Order B (а если хотите совместимости с AVMaster – Order A).

PICVideo2 MJPEG Codec

Очень качественный и стабильный кодек. Кстати, по сведениям из кругов «близким к Пиннакл» именно он используется Studio для прочитывания MJPEG файлов, захваченных через DC10, а не аппаратный кодек! (обратите внимание, что при установке PICVideo v2, его компрессор сразу регистрируется под именем Pinnacle Studio).

PICVideo3 MJPEG Codec

Новая модификация, с добавлением ряда полезных функций. Вот только воспроизводит видео, закодированное другими кодеками, он значительно хуже, нежели собственные результаты.
Однако большим минусом является то, что при кодировании в PICVideo MJPEG возможность установки битрейта выходного файла отсутствует, в кодеке используется регулировка по качеству сигнала.

            Есть три параметра: "Quality" (от 1 до 20), "Luminance" (0-100) и "Chrominance" (0-100). Для достижения наивысшего качества нужно использовать установки первого параметра в пределах 19-20. В этом случае при просчете эффектов и переходов поток может перевалить за 8000 кБайт\с. DC10plus, с ее верхним "потолком" в 6000 кБайт\с, разумеется, с выводом такого потока справиться не может. При снижении установок "Quality" в 18 и ниже - выходной битрейт вообще непредсказуем! Оставалось только подбирать методом "научного тыка" настройки, соответствующие значениям выходного битрейта в Studio. Вот какие результаты мне удалось получить:

Quality

Luminance

Chrominance

 кБайт\с

20

02

02

6300

20

03

03

5400

20

04

04

4700

20

05

05

4300

20

06

06

3900

20

07

07

3550

20

08

08

3300

20

09

09

3150

20

10

10

3000

20

12

12

2700

20

15

15

2400

20

17

17

2250

20

20

20

2000

20

25

25

1850

20

30

30

1700

20

50

50

1300

Значения битрейта могут несколько отличаться (это зависит от сложности переходов). Тот же видеоряд, к которому не применялись эффекты, выводится с тем же битрейтом, с которым он был захвачен. В приведенных настройках качество яркостной и цветностной составляющих взяты одинаковыми, однако можно подобрать и иной баланс этих значений с сохранением финального битрейта.

miro DC30 MJPEG Driver

Довольно корректно работает и легок в настройках (зарекомендовавший себя в связке DC10+Premiere под Win9x). Работает он медленнее остальных. При установке этого кодека есть нюансы, рассмотрим их подробнее. После запуска установки получим предложение удалить старый драйвер:

отвечаем "нет", на следующем экране выбираем "Custom" и жмем "Next". Подробнее о том, что мы увидим в следующем окне:

Снимаем галочку с пункта DC30 series Utilities - ничего из них с DC10plus работать не будет. В двух последних пунктах имеются дополнения для Adobe Premiere 4.2 и 5.1: AddOns - дополнительные наборы эффектов, а Extended presets - установки проектов. Скажу только, что Премьер 4.2 очень туго работает с данным форматом. Не отмечайте этих пунктов, если не собираетесь работать в Премьере. Но самая главная для нас первая строчка, выбираем и жмем "Change". Перед нами появляется дополнительная вкладка, на которой нужно выделить только "Software codec":

После установки в системе появляется miroVIDEO MJPEG Codec

            В конечном итоге можно оставить в системе и PICVideo и DC30 (на всякий случай). Делается это просто: сначала ставится кодек DC30, а потом PIC Video. При установке он попросится стать "главным" (primary codec). Так вот, если потом, в его настройках убрать отметку "primary codec", то после перезагрузки активным в системе опять будет кодек от DC30. Соответственным образом проделывается и обратная процедура. Есть также много различных утилит, позволяющих временно отключать кодеки, установленные в системе. Одной из наиболее удобных пожалуй является Codec Swap

            Вот только кодек miroDC30 совершенно не хочет работать на современных машинах, начиная с PIV и AthlonXP. (Собственно, первоначально столь подробная статья и родилась благодаря тому, что владельцы мощных машин никак не могли понять, как я на свой Celeron 800 все гладко поставил, а у них ничего не получается). Значительно хуже ведет себя и AVMaster Codec. Зато на машине nForce2+AthlonXP вдруг прекрасно заработал Morgan MJPEG и еще один, очень качественный кодек, который никак не хотел уживаться на PIII+440BX.

MainConcept MJPEG Codec

Есть в работе с ним несколько нюансов – он плохо уживается вместе с PIC Video (особенно v3). Выражается это в значительном завышении потока просчитанного видео. По скорости кодирования он чуть опережает Morgan, зато картинка на выходе получается значительно мягче, чем у PIC Video. Впоследствии я выяснил, что даже отключенный PIC Video «перехватывает на себя» процесс воспроизведения файла (video rendering). Таким образом, картинка, отлично выглядящая в процессе монтажа, сильно теряет в качестве при выводе. Стоило полностью блокировать работу PIC Video 3 с помощью Codec Swap, а затем удалить деактивированные кодеки, как все встало на свои места. Еще (по пока так и невыясненным мной причинам) на некоторых конфигурациях компьютеров этот кодек не хочет сохранять в формат кадра TV Crop (720х540).

            Может возникнуть резонный вопрос: как узнать, какие именно кодеки участвуют в воспроизведении файла? Есть для этих целей специальные утилиты. Например graphedit

Рисунок можно открыть для просмотра в отдельном окне

ИТОГОВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Для компьютеров поколения PIII (BX чипсет и аналоги) оптимальнее использовать miroDC30 или AVMaster. Для более современных – Main Concept и Morgan. PICVideo имеет смысл использовать если не собираемся смонтированное вновь выводить через DC10.